Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

  • История появления
  • Технические характеристики Ка-50
  • Лётные характеристики
  • Вооружение
  • Боевая воронка и мертвая петля
  • Недостатки соосной схемы
  • Один в поле воин
  • Зубы и глаза акулы
  • Боевое применение
  • Видео о Черной акуле
  • Ка-50 в действии
  • Вертолет «Черная акула» — уникальная машина, как по летным характеристикам, так и по электронной начинке. Это российский одноместный ударный вертолёт, который предназначен для поражения механизированной, а также бронетанковой техники, людских сил и воздушных целей на поле боя. Свой первый полет вертолет совершил 17 июня 1982 года. В классификации НАТО его знают как Hokum A.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Вертолет «Черная акула» был разработан ОКБ Камова под руководством Сергея Викторовича Михеева. На вооружение машину приняли лишь в 1995 году. Однако до сих пор, Черная акула является одной из лучших машин в своем роде, и эта высота другими ведущими странами остается непокоренной.

    История появления

    В 1976 году Совет Министров СССР издал постановление, согласно которому вертолетным конструкторским бюро им. Миля и Камова была поручена разработка новейшего ударного вертолета. Вызвано это было тем, что в США начали испытывать боевой вертолет AH-64 «Апач», а также тем, что военный Ми-24, стоящий в то время на вооружении, имел сравнительно малую боевую эффективность.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    До разработки «Чёрной Акулы» бюро им. Камова занималось проектированием морских и гражданских вертолетов, оно никогда не разрабатывало ударные сухопутные машины. Именно это, во многом, и определило уникальные качества боевой машины: камовские конструкторы избрали свой путь, не повторяя опыт ни зарубежных, ни российских коллег.

    Технические характеристики Ка-50

    • Высота: 4,93 м;
    • Длина фюзеляжа: 14,21 м;
    • Диаметр несущих винтов составляет 14,50 м;
    • Размах крыльев: 7,44 м;
    • Масса пустого вертолета: 7700 кг;
    • Максимальная взлетная масса составляет 10800 кг;
    • Нормальная взлётная масса составляет 9800 кг;
    • Масса полезной нагрузки составляет 2800 кг;
    • Внутренний запас топлива: 1487 кг.

    Лётные характеристики

    • Максимальная скорость: 310 км/ч;
    • Крейсерская скорость: 265 км/ч;
    • Допустимая скорость в пологом пикировании: 390 км/ч;
    • Дальность полета:
      • с ПТБ: 1160 км;
      • без ПТБ: 520 км;
    • Максимальная перегрузка: 3 G;
    • Допустимый угол по крену составляет ±70°;
    • Допустимый угол по тангажу составляет ±60°.

    Вооружение

    • Масса подвески: 2000 кг;
    • Точек подвески: 4;
    • Встроенное стрелково-пушечное оружие: 1х30-мм 2А42, с боезапасом в 460 патронов;
    • Подвесное стрелково-пушечное оружие: 2×23-мм пушечных орудия УПК–23–250 с боезапасом 2×500 патронов;
    • Ракетное неуправляемое вооружение:
      • тяжёлый НУРС С-24;
      • НАР С-8 — 80 шт.;
      • НАР С-13 — 10 шт.;
    • Управляемое ракетное вооружение:
      • Х-25МЛ;
      • ПТУР «Вихрь» — 12 шт.;
      • Р-73;
      • Игла-В — 4 шт.;
    • Бомбовое вооружение:
      • КМГУ-2;
      • ФАБ-500,
      • РБК-500;
      • ЗБ-500.

    Боевая воронка и мертвая петля

    Первой уникальной особенностью «Акулы» стало использование соосной схемы: расположение несущих винтов было один над другим, а их вращение выполнялось в противоположные стороны. Вертолет при такой схеме не требовал рулевого винта в хвостовой части. Это значило, что мощность двигателя не уходила на задний привод, а машина становилась менее уязвимой.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Загрузка…

    Кроме этого, наличие двух винтов давало возможность значительно уменьшить волновое сопротивление аппарата, а также сократить длину лопастей. В результате Черная акула стала более маневренной и быстрой. Черная акула — один из немногих вертолетов, который может выполнять:

  • «боевую воронку»;
  • «мёртвую петлю»;
  • двигаться вбок и назад, развивая скорость при этом до 100 километров в час (максимальная).
  • Недостатки соосной схемы

    Недостатком соосной схемы является сравнительно большая уязвимость лопастей. Вертолет в условиях современных войн в первую очередь принимает удар от стрелкового оружия, а наиболее уязвимой его частью являются лопасти.

    Вследствие того, что черная акула имеет два несущих винта, то возрастает вероятность того, что лопасть пробьет пуля, больше, чем у обычных вертолетов. Дабы компенсировать данный недостаток, конструкторы решили использовать уникальную пятилонжеронную конструкцию лопастей. Она позволяет сохранять несущие качества даже после попадания пули.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Другим недостатком данной схемы выступает эффект «схлестывания» винтов, именно из-за него разбились два опытных Ка-50. Здесь дело в следующем — лопасти боевого вертолета располагаются друг другу ближе, чем у морских вертолетов, поэтому при закритических углах атаки происходит их соприкосновение, это приводит к разрушению лопастей и катастрофе. Проанализировав причины аварий, летчикам было дано указание не выполнять полеты, при которых угловая скорость по всем осям — максимальная до 60 град /с, а также углами крена, доходящими до 70 градусов.

    Один в поле воин

    Уникальная особенность Ка-50 кроется в том, что он одноместный: в то время все ударные вертолеты были двухместными. Вторым членом экипажа был оператор, который отвечал за выбор целей и наведение ракет на них. Разработчики Ка-50, опираясь на достижения отечественного ОПК, решили, что летчик сумеет производить и функции оператора.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    В результате компоновка способствовала сокращению веса аппарата, а также снижению расходов на обучение персонала. Зачастую стоимость обучения экипажа, который будет эксплуатировать боевой вертолет, может превышать стоимость самой машины!

    Недостаток подобной схемы – при ранении или гибели вертолет с большой вероятностью потерпит крушение, даже небольшая высота может оказаться губительной. Разработчики, чтобы избежать этого, предусмотрели автоматизированную систему — боевая машина благодаря ней может вернуться на базу самостоятельно в режиме «автопилота».

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Среди других особенностей Ка-50 следует отметить:

  • Защищенная кабина пилота, выполненная из специальной авиационной брони, она выдерживает попадание в борт снарядов калибра 23 мм.
  • Стекло кабины выдерживает попадание пуль от стрелкового оружия.
  • Основные агрегаты вертолета также закрыты броней: двигатель и топливная система.
  • Отсеки основных двигателей, а также двигателя вспомогательной силовой установки специально отделены противопожарными перегородками от смежных отсеков.
  • Фюзеляж вертолета выполнен с широким применением алюминиевых сплавов, в том числе композитных материалов. Широкое применение полимеров позволило снизить массу конструкции, а также повысить живучесть и надежность машины, увеличить ресурс работы.
  • На Ка-50 используется уникальная система катапультирования, во время ее выполнения осуществляется отстрел несущих лопастей. А кресло катапульты К-37 может спасти пилота на всех высотах, а также скоростях полета, включая нулевые.
  • Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Зубы и глаза акулы

    Ка-50 выделяется не только летными характеристиками, но и электронной начинкой.

    • Приборная панель состоит из нескольких ЖК-экранов, на них выводится вся информация о бое.
    • Полет в значительной степени автоматизирован: работу пилота упрощает бортовой компьютер.
    • Для ведения разведки целей на земле установлены телевизионные и инфракрасные сенсоры, они способны определить цель на расстоянии 13 километров днем и до 20 км ночью. Это означает, что машина может нанести удар, не попадая в зону поражения ПЗРК и ПВО.
    • Важно и то, что все вертолетные приборы производятся в на Раменском ПКБ России: в производстве и ремонте машины зарубежные поставщики не задействованы.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    По вооружению следует отметить следующее:

    • На пилонах можно установить до двух тонн вооружения. К тому же в зависимости от задания оружие может различаться: от неуправляемых ракет до противотанковых ракет с лазерно-лучевой системой наведения.
    • Вертолет также оснащается 30 миллиметровой пушкой 2А42, она способна производить 550 выстрелов в минуту, стрелять бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Недостаток пушки — ее расположение. Однако, данный недостаток легко компенсируется маневренностью вертолета.

    Российский вертолет Ка-50 «Черная акула»

    Боевое применение

    С 2000 по 2001 год две «Черные акулы» приняли участие в боевых действиях в Чеченской республике. Машины выполнили 49 вылетов, часто вылеты приходились на плохие погодные условия. В боях было выполнено свыше 100 стрельб, было израсходовано 1600 пушечных зарядов и 920 ракет.

    В целом вертолет в боях показал себя достойно:

  • В плане маневренности, эффективности боевого применения и навигации машина оказалась лучше Ми-24.
  • Автоматизация полета, наличие системы катапультирования и хорошее бронирование кабины позволяли меньше нервничать пилоту и больше сосредоточиваться на боевой задаче.
  • Видео о Черной акуле

    Ка-50 в действии

    Источник

    Оставить комментарий

    Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

    *

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru